Семья медоносных пчел — это сложная живая организация с уникальной системой адаптивных рефлекторно-инстинктивных механизмов. Работа с пчелами, их изучение, безусловно, привлекательны для человека любого возраста.
Знакомство подростков группы социального риска школы №46 г. Орла с пчелами вызвало у них немалое удивление и живой интерес к их необычной истории появления на Земле, жизни в неразрывном единстве с цветковыми медоносными растениями, а также к важному воздействию их на все живое на нашей планете.
Педагогический коллектив школы искал нетрадиционные подходы и технологии, позволяющие выполнять компенсаторные и коррекционные функции в отношении сложнейшего контингента учащихся. Это и послужило основанием для создания особой модульной программы, сочетающей работу на уроках в рамках факультатива «Основы практического пчеловодства» и кружка «Умелые руки».
Следует отметить, что факультатив «Основы практического пчеловодства» введен в школе в программу внеклассных занятий несколько лет назад, поэтому уже есть некоторый опыт работы. Программа рассчитана на учащихся 8–11-х классов, включает теоретические и лабораторные занятия в классе и практические работы в школьной мастерской и на пасеке, загородные экскурсии и посещение Орловской опытной станции пчеловодства. В процессе выполнения программы у учащихся не только формируются определенные знания, навыки, но и происходит совершенствование нравственного, экологического, эстетического воспитания, складывается потребность в трудовой и творческой деятельности.
Традиционно на первых занятиях кружка ежегодно проводится дегустация меда.
Пробуя сотовый мед и мед откачанный на медогонке, многие школьники заново открывают для себя фантастический мир этих чудесных насекомых с их целебной и вкусной продукцией. В процессе знакомства с восковыми постройками пчел, сотами, заполненными пергой и медом, приходит понимание сложных механизмов строительства оптимального жизненного пространства. Более чем за 200 млн лет своей эволюции пчелы пришли к шестигранным «комнаткам» в своем огромном темном городе-улье. Именно шестигранник позволяет им с наименьшими затратами энергии и строительного материала — воска достигать наибольшего объема построек. Знаменитый И.Кеплер еще в 1611 г. обратил внимание ученого мира на этот удивительный феномен гармонии, красоты и совершенства.
С нетерпением ждут учащиеся весенних загородных экскурсий, а также на пасеку. Неспешное рассматривание первых пылящих сережек орешника, ярко-желтых цветков мать-и-мачехи, первых пчел, старательно наполняющих корзиночки ножек свежей пыльцой, зарождает в сознании детей интерес и живое любопытство к необычным природным процессам. Наблюдения дополняются сведениями о трогательной заботе пчел о растущем потомстве и необычном альтруизме их при защите своих гнезд.
С большим интересом знакомятся учащиеся с предназначением и действием жалоносного аппарата пчел. Ведь ужаление фантастическим образом сочетает в себе эффект защиты пчелиной семьи от незваных нарушителей, болевое ощущение с последующим напоминанием в виде опухоли на теле пораженного нарушителя и, наконец, самое удивительное, полезное действие пчелиного яда на иммунную систему жертвы. Столь высокое совершенство защитной системы пчел, безусловно, сложилось в результате их многомиллионной эволюции в системе биогеоценозов.
Изучение устройства ульев учащимися сочетается с практическими навыками их самостоятельного изготовления в школьной мастерской. Становится понятна технология ульепроизводства в целом, которая включает подготовку и обработку разных видов древесины, изучение всевозможных конструкций, выбор одной из них для изготовления, подбор масштаба модели, изготовление деталей и их сборка.
Все это выполняют учащиеся при модульной системе занятий на уроках труда, рисования, черчения и кружка «Умелые руки». Завершается процесс изготовления улья окраской (с учетом особенностей зрения пчел). Некоторые учащиеся украшают наружные стенки своих ульев резьбой с изображением цветков и листьев растений, развивая фантазию, изобретательность и приобретая художественно-эстетические навыки. Лучшие работы демонстрируются на школьных и городских выставках детских изделий.
Опыт работы показывает большую популярность занятий пчеловодством у подростков группы риска. Некоторые выпускники школы поступили и успешно закончили профтехучилище по специальности «Пчеловодство». Наполнение учебно-воспитательного процесса с трудными подростками интересными для них кружковыми занятиями оказывается весьма перспективным для решения трудных психолого-педагогических проблем. Опыт организации интегрированных модульных программ может быть широко использован в ряде других образовательных учреждений.
О.Н.ПОЗДНЯКОВА
г. Орел

Вирозы пчел
фев 13, 2015
Фенологические характеристики шмелей…
июль 22, 2020
Применяю термическую обработку…
окт 11, 2020
Пчеловодство Австралии…
нояб 25, 2017
Барабанная сушилка для пыльцевой обножки…
сен 7, 2016
Электрообогрев (3)
фев 13, 2016
Медоносы вокруг нас (1)
март 4, 2015
Лечение гнильцовых заболеваний пчел…
нояб 25, 2023
Приспособление для отлова маток…
июнь 3, 2016
Прополис при язвах желудка и двенадцатип…
нояб 9, 2016
Подъемник — мой помощник…
март 16, 2015
Антропогенное влияние на шмелей…
сен 13, 2018
Кто защитит пчелу?
июль 22, 2023
Семь заповедей пчеловода…
сен 19, 2016
Четыре матки в одной семье…
нояб 17, 2021